Ландшафты Америки
При съемке пейзажа единичный, спонтанный, интуитивный снимок оказывается наиболее «очеловечен» и художественен. Но в процессе нахождения наиболее «объективного» фотоизображения пейзажа в результате съемки серии фотографий происходит если не воспроизведение самого натурального объекта, то создание его двойника.
Но создание двойника, заместителя объекта не есть задача искусства художественной фотографии. Задача художественной фотографии – лаконичными мгновенными штрихами выразить максимальную долю невыразимых словами чувств. Сила фотографии в тонком видении мгновения и в тонком чувствовании. Настоящая художественная фотография – это всплеск ассоциаций во временном течении истории.
Задача искусства – создание облака-мифа из яблока-реальности в результате высокого разрешения чувственного восприятия пространства и времени.
1. Фаулз в своих эссе призывает к пониманию того, что пейзаж не должен являть собой фон для демонстрации природозахватнической деятельности человека. Засвидетельствовать присутствие человека в данном месте – слишком незначительная задача для творчества. Позиция фотографа «Я был в этом месте и в это время» эгоистична и нехудожественна.
Природа не есть удобно устроенный сад для нужд человека. Природа инакова, священна и странна. Мир не просто странен, как мы думаем. Мир гораздо более странен, чем мы даже можем подумать.
Призвание художника – быть первооткрывателем этого мира.
2. Пейзаж – не есть эстетический объект, созданный специально для человека. Позиция «Я изобразил его таким красивым для своего удовольствия» эгоистична, необъективна и нечестна.
Фотография рождается не тогда, когда фотографирующий овладеет природой, укомплектует и упорядочит в кадре природные объекты в удобной для него последовательности, но когда природа овладеет человеком, соприкасающегося с ней.
3. Пейзаж – это спонтанно и реалистично отснятое мгновение вхождения фотографа в природный ландшафт в непосредственной связи с его внутренними эстетическими переживаниями.
Пейзаж – это ландшафт вне меня, но его восприятие идет изнутри меня. Он вне и внутри, здесь и сейчас, в этот миг и в вечности. Только такая позиция фотографирующего художественна и при этом субъектно неэгоистична.
Джон Фаулз